09:36 ПОЛОЖЕНИЕ об образовательной программе дополнительного образования детей (МБОУДОД ЦДЮТЭ «Родник») (это же к экспертизе качества) | |
I. Базовые положения: 1.1.Сущность дополнительного образования детей связана с признанием права каждого ребенка на собственное содержание образования и его результаты, свое видение условий, процессов, их обеспечивающих. Поэтому дополнительное образование детей есть образование целевого выбора. 1.2. Содержание дополнительного образования детей есть единство и взаимовлияние процессов:
1.3. Образовательная программа дополнительного образования детей – это: - инструмент целевого развития индивидуальных способностей человека осваивать культурные ценности в процессе совместной добровольной деятельности и активного общения со сверстниками и взрослыми; - нормативный документ, характеризующий специфику и фиксирующий определенный объем содержания образования (принадлежащего к некоторой сфере деятельности или образовательной области), предназначенного для освоения детьми и подростками в течение заданного периода времени; - форма инновационной деятельности педагога, его осмысленной адаптации к уже разработанным новациям или самостоятельному использованию и созданию новшеств в текущей практике. 1.4. Образовательные программы, создаваемые и реализуемые в ОУ, их классификация опираются на признание дополнительного образования как:
1.5. Сущность и специфика содержания дополнительного образования детей задает приоритетность задач по целенаправленному созданию педагогических условий становления, реализации и развития личности каждого ребенка, а так же влияет на проектировочный характер содержания и структуры образовательной программы каждого педагога, отдела и учреждения в целом. 1.6. Разработка образовательной программы рассматривается как специальный вид профессионально – исследовательской деятельности педагога по самостоятельному конструированию модели образования (педагогической системы), что предопределяет авторство программы с разной степенью новизны. 1.7. Основной формой постоянного анализа, контроля и оценки деятельности педагогических кадров ОУ по разработке и реализации образовательных программ является экспертиза. Общий критерий экспертизы всех образовательных программ дополнительного образования детей, независимо от их профиля (направленности) и целевой установки, является благополучие и развитие ребенка как личности (личностный рост).
II. Классификация образовательных программ создаваемых и реализуемых в ОУ 2.1. Типы образовательных программ по инновационному потенциалу: 1. Примерная образовательная программа - программа учебного курса, используемая без какого-либо уточнения или усовершенствования, утвержденная Министерством образования России и рекомендованная Управлением дополнительного образования детей в качестве примерной по конкретному профилю той или иной образовательной области. Данные программы ориентированы на достижение детьми стандарта в уровне усвоения знаний, умений и навыков с соответствующей формой проведения оценочного этапа - зачет и др. 2. Модифицированная (адаптированная) образовательная программа, содержание и технология реализации которой в основном совпадает с примерными программами. Частичные изменения в тексте программы вносятся с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности. Новационный уровень таких программ сосредоточен на усовершенствовании уже существующих учебных программ по отдельным предметам или предметным циклам, программ внешкольной работы, текста известных программ дополнительного образования детей, аналогичного содержания. Педагог вносит изменения в структуру программы, перегруппирует тематику занятий, отдельные вопросы плана, уточняет элементы методического аппарата. Диагностика результатов по данным программам точно не определена и не нормирована. Наиболее типичными показателями результативности таких программ выделяются достижения детей в конкретных областях деятельности, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, участие в дискуссиях, полемике, но не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Данный тип программ в ОУ определяется как программы первого уровня авторства. 3. Экспериментальная образовательная программа - это осмысленное предложение педагога или педагогического коллектива по решению конкретной проблемы практики образования в современных условиях. Экспериментальная программа предлагает решение педагогических задач средствами, которые еще до конца не обоснованы ни в теории, ни в практике; может опираться на освоение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Все компоненты такой программы подчиняются педагогической идее автора, но в рамках общепринятой на данном этапе парадигме образования, соответствующих ей общетеоретических и методологических представлений об образовании, социализации и воспитании личности, Детстве, развитии индивидуальности человека и его способностей. Новизна таких программ определяется следующими целями педагогического поиска: - разработать новую образовательную программу через конструктивное соединение нескольких программ (фрагментов программ) других авторов; - дополнить и расширить спектр педагогических задач; - апробировать на практике эффективные средства, методики обучения, воспитания, развития или новые организационные формы совместной деятельности; - смоделировать новое содержание образования детей определенного возраста; - уточнить диагностический материал. Все эти программы в ОУ относятся ко второму уровню авторства. Высший уровень исследовательского поиска педагога (третий уровень авторства) характеризуется следующими обязательными чертами: сформулированы новые образовательные задачи, осуществление которых возможно только на принципиально новом научно – теоретическом уровне и с новыми методическими идеями. Поэтому данный уровень новационной разработки программы соотносится с уровнем преобразования качества образовательных систем. По мере апробации, коллегиального обсуждения и прохождения процедуры утверждения экспериментальная программа третьего уровня авторства переходит в статус новаторской. 4. Авторская новаторская программа – это существенно новая по содержанию программа, отличающаяся новизной замысла, собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Новаторская программа предполагает и новую логику разработки содержания всех структурных разделов, требует новых условий по обеспечению ее реализации. Авторский вклад определяется личностно – профессиональными качествами педагога, включающими его педагогический стиль, ряд значимых для профессиональной деятельности компетентностей, общую и коммуникативную культуру, продуктивность и качество педагогической деятельности, авторитет, активность индивидуального новационного поиска, личный фонд методических умений. 2.2. Виды образовательных программ:
- программы по предметам или циклам предметов в одной образовательной области (, физическая культура, и т.д.), что закрепляется собственным учебным планом кружкового объединения ( Центр) ОУ с учетом интересов детей, их родителей в реализации права выбора индивидуального образовательного маршрута; - профильные программы в конкретной сфере деятельности (туристко – краеведческая деятельность, эколого – биологическая деятельность, физкультурно – оздоровительная деятельность);
- познавательные программы, направленные на расширение или углубление знаний в отдельной области науки и практики; - художественно – эстетические программы, направленные на раскрытие и совершенствование индивидуального творческого воображения, развитие наблюдения, умения видеть, слышать и эмоционально – эстетически переживать, выражая себя и свое художественно – образное видение мира; - спортивно – оздоровительные программы, определяемые задачами пропаганды и поддержки здорового образа жизни, физического развития и укрепления здоровья воспитанников; - программы профессионально – прикладной направленности, создающие условия для занятости подростков, освоения ими определенных навыков и умений в новой, актуальной на сегодняшний день области науки или практической деятельности, отсутствующей в базовой средней школе; позволяющие сформировать специалиста, владеющего профессиональными знаниями и навыками, подтвердившего свою квалификацию с получением соответствующего документа; - научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. Эти программы позволяют как можно раньше выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно- исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности; - социально – ролевые и поведенческие, направленные на создание условий для освоения детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций и способности рефлексии. Эти программы предусматривают реализацию потребности, интереса и стремления человека к самоутверждению, самооценке, к установлению взаимодействия с социальной средой, которое приводит к оптимальному соотношению его индивидуальных целей и ценностей с целями и ценностями группы; - досуговой культуры, наполняющих активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности в форме разнообразных развлечений, общения, игр, хобби и др., корректируемых целенаправленными усилиями организаторов и педагогов.
III. Требования к разработке образовательных программ ОУ 3.1. Общие требования: - Единство. Парадигмальная определенность, единые концептуально - теоретические основы и стратегические ориентиры для всех программ, реализуемых в ОУ. - Целостность. Взаимообусловленность и взаимодополнительность программ, которые в совокупности составляют образовательную среду ОУ и целостный комплекс технологического обеспечения структуры образовательного процесса. - Полнота. Необходимость включения всех элементов содержания образования детей, необходимых и достаточных для реализации поставленной разработчиком программы цели, принятой им парадигмы и концепции. - Конкретность. Обоснованное описание всех элементов содержания, их характеристик и связей, которое показывает способ реализации данного содержания в реальном образовательном процессе.
Общий объем времени реализации образовательной программы определяется педагогом самостоятельно адекватно поставленной цели и задачам. Изменение параметров времени по отдельным разделам или конкретным темам учебного плана образовательной программы определяется педагогом с учетом конкретной ситуации в течение учебного года, динамики интересов воспитанников, достигнутого ими уровня результатов. - Контролируемость. Определенность в результатах, адекватность технологии их определения, фиксации, изменения и представления в рамках принятой разработчиком программы и концепции, поставленной цели, составленной композиции содержания и уровней его освоения, с учетом специфики направления (профиля деятельности, образовательной области). - Модульность. Структура программы любого типа и вида проектируется, что определяется, с одной стороны, динамикой индивидуального и социального заказа к программам дополнительного образования (требованиями к качеству). С другой стороны, правом свободного выбора детей и их родителей содержания, характера, объема, ритма и результатов образования, но и авторским правом педагога. 3.2. Требования к структуре образовательной программы. Основу для проектирования структуры образовательной программы, независимого от ее типа и вида, составляют следующие взаимосвязанные инвариантные модули:
Содержание и количество вариативных модулей программы определяется педагогом, в соответствии с его замыслом и учетом сформулированного итогового заказа. 3.3. Требования к содержанию структурных разделов (модулей) программы: Первый модуль – Пояснительная записка. Кратко и обоснованно раскрываются исходные идеи, цели, задачи образовательной программы, в которых отражается основной замысел и логика построения содержания; обозначается образовательная область, профиль или направление деятельности; фиксируется возраст детей, на который ориентирована программа; раскрываются особенности организации образовательного процесса (общий объем часов, его разделение по основным этапам или годам, приоритетные формы организации занятий и т.д.), ведущие методы реализации содержания программы. Если программа имеет сложную структуру (комплексная, интегрированная, модульная) то важно указать общую концептуальную основу, последовательность и взаимосвязь целей, разделов, этапов или частей; показать необходимые связи между предметами, профилями, направлениями деятельности. Дается пояснение ключевых понятий, условных обозначений, символов, графических средств, других принятых в программе, технических указаний к ее тексту. По усмотрению педагога указываются направления изменения компонентов программы, ее структуры, методики и т.д.; формулируются предполагаемые новации или вариативные блоки программы. Второй модуль – основная часть программы раскрывает содержание и структуру программы. Содержание и структура программы строятся каждым педагогом самостоятельно, в зависимости от поставленных целей и задач, педагогического замысла, образовательной области, профиля или направления деятельности, типа и вида программы. Главное требование к изложению материала данного раздела программы – взаимообусловленность, единство и смысловое соответствие всех компонентов друг другу (содержания, тематического плана, вводимых средств и методов, форм совместной деятельности с детьми, контрольно – диагностического аппарата). Объем содержания, его структура и последовательность реализации проектируются педагогом с учетом собственных профессиональных знаний, умений, интересов, но при сохранении приоритета установки на естественную динамику становления способностей детей, обретения ими многообразных видов знаний (предметно – научных, оценочных, методологических и т.д.), общих методов познания и деятельности, специфических умений, опыта эмоционально – личностного и ценностного отношения к миру и себе, коммуникативных навыков и рефлексии. Для достижения четкости и ясности в предлагаемом разделении объема содержания программы можно выделить базовый (обязательный) уровень и вариативный (изменяемый), с комментариями по их соотношению в реальном формировании «индивидуального образовательного маршрута». Соответственно, тематический план может быть оформлен линейно или концентрично. Первый вариант наиболее целесообразен для программ с кратким сроком реализации. Концентрическое расположение материала оправдано для долговременных программ и сложных (комплексных, интегрированных, модульных). Определение содержательных уровней и их количество, разделение тематического плана на формы работы, последовательность распределения содержательного материала, временные пропорции в организации образовательного процесса определяются самим педагогом в логике сформулированного замысла, концепции, поставленной цели и задач программы. Третий модуль - характеристика прогнозируемых результатов и контрольно – диагностического аппарата, включает: - описание обязательных результатов детей и подростков по освоению ими конкретной образовательной программы и возможных результатов (может уметь, может научиться сделать, может попробовать и т.д.). Здесь же раскрываются способы, критерии, по которым педагог отслеживает, диагностирует и//или оценивает результаты детей и подростков, группы в целом. Четвертый модуль содержит описание системы методов, средств и форм организации индивидуальной и групповой деятельности, адекватных программе. В этом разделе можно представить различные анкеты по выявлению интересов, самооценке или определению уровня освоения отдельной темы, сценарии деловых игр, практикумы проектного типа, задания для самостоятельного выполнения и др. Методический аппарат программы может включать дополнительные материалы, глоссарий понятий, рекомендации, список литературы для коллег и обучающихся. Пятый модуль: обоснованное и лаконичное описание всех условий реализации программы, необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, материального, финансового, информационного, технического, управленческого).
IY. Экспертиза образовательных программ 4.1. Общие положения:
Не менее значимы следующие личные качества эксперта: личностная и нравственная зрелость, порядочность, креативность, гибкость мышления, толерантность, наблюдательность, интуиция, корректность, тактичность, независимость, принципиальность. - Целостная экспертиза предназначена для всестороннего исследования программы. Она включает следующие аспекты: нормативный, педагогический, специально – профильный, психологический, экономический.
1) имеющимся нормативно – правовым актам, действующим в сфере дополнительного образования детей (документы международного права о правах ребенка, Конституция России, Закон «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Требования к содержанию и структуре образовательных программ дополнительного образования детей; постановления органов управления образованием, действующий Устав ОУ и др.). Экспертиза в данном аспекте включает: определение типа разработанной программы как программы дополнительного образования детей; фиксацию степени соответствия программы имеющимся требованиям; анализ содержания образования, зафиксированного в программе; оценку степени самобытности программы; 2) известным общим нормативам построения программных документов. Экспертиза включает: анализ и оценку программы в контексте требований единства, целостности, полноты, конкретности, процессуальности; фиксацию наличия структурных элементов программы и оценку их качества.
В этой связи экспертиза предполагает: диагностику фактической новизны (инновационного потенциала) программы и реализованного уровня ее разработки; установление степени их адекватности уровню личностно – профессиональной предрасположенности разработчика; анализ логики действий автора в соответствии с его замыслом, концептуальными положениями, методиками, приемами конструирования образовательного процесса.
2. Локальная экспертиза проводится по одному из названных аспектов и может быть определена как этап целостной экспертизы программ экспериментальных и новаторским, позволяющий своевременно фиксировать искажения, отклонения в образовательном процессе и вырабатывать рекомендации по необходимой коррекции замысла, условий, содержанию и организации процесса, прогнозируемым результатам программы или изменению личностно – профессиональной позиции педагога. По отношению к примерным программам и модифицированным программам проведение локальной экспертизы является достаточным для начала реализации в образовательном процессе ОУ, но с указанием конкретного срока окончательного оформления и утверждения. Проведение локальной экспертизы входит как особое направление деятельности методической службы ОУ. 4.2. Этапы утверждения экспериментальной и новаторской образовательной программы: 1 этап. Представление образовательной программы в отделе или на заседании творческой группы, методического объединения может проходить в форме собеседования или защиты концепции авторской программы, первоначального ее проекта, совокупности методических разработок. Педагог должен обосновать актуальность и востребованность своей программной разработки (сформулировать заказ), охарактеризовать уровень новизны, планируемый им в своей творческой работе; показать преимущества и наиболее ценное в своей программы по сравнению с аналогичными программами; обозначить слабые и сильные стороны, спорные вопросы; обосновать направления своей дальнейшей работы с программой. Особое внимание уделяется обоснованию концепции образовательной программы или проекта. В обязательном порядке на первом этапе экспертизы согласуется творческие планы педагога, отдела и администрации ОУ. В ходе экпериментальной апробации программы дорабатывается ее текст, вносятся изменения и необходимые коррективы. Программа дополняется пакетом методических разработок, сборниками заданий, диагностических материалов, рекомендациями для детей, родителей, педагогов и т.д. На основе положительного отзыва, педагог обращается с заявлением в Методический или Экспертный совет ОУ для защиты своей программы. 2 этап. Написанную и оформленную работу педагог сдает в Совет не позднее, чем за три недели до назначения срока ее защиты. За этот срок проводится целостная экспертиза, назначенными экспертами из числа специалистов ОУ (педагоги высокой квалификации, методисты, психологи) и составляется экспертное заключение. К программному документу обязательно прилагаются предварительные рецензии специалистов. Каждая рецензия печатается и подписывается. Экспертная оценка осуществляется исходя из следующих критериев: новизна, оригинальность идеи, степень самостоятельности при создании программы, научная обоснованность (психолого – педагогическая), соответствие требованиям, системность раскрытия содержания, комплексность структурных элементов, актуальность, возможность использования программы или отдельных ее компонентов коллегами, стиль изложения, оформление текста. Организационная форма проведения экспертизы определяется в конкретной ситуации, посредством специально организованного диалога между заинтересованными сторонами. В ОУ используются следующие формы: индивидуальный анализ и выработка экспертного заключения; экспертное заключение на основе обобщения рецензий и заключения независимых специалистов- экспертов; диалог экспертов и выработка коллективного заключения. Результатом экспертизы является экспертное заключение по итогам целостной экспертизы по всем предусмотренным аспектам. Решение принимается коллегиально, открытым голосованием, большинством голосов. При необходимости рекомендуется проведение локальной экспертизы. Экспертное заключение – это документ, на основании которого утверждается статус образовательной программы дополнительного образования детей, уровень авторства и делается вывод о возможности или невозможности использования данной программы на практике 3 этап. Программа передается для утверждения на Педагогический Совет и на подпись директору.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |