Главная » Файлы » Мои файлы

Подготовка туристов-школьников
[ Скачать с сервера (256.4 Kb) ] 27.03.2017, 20:14

                                                     

Особенности методики подготовки

туристов-школьников

 

Введение

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке.

По данным Научно-исследовательского института детей и подростков, школьные уроки физкультуры дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Кроме физического туристские мероприятия оказывают и огромное воспитательное воздействие.

Основные задачи занятий с юными туристами в группах начальной подготовки - укрепить здоровье детей и обеспечить их разностороннее физическое развитие; привить устойчивый интерес к занятиям туризмом; повысить общую работоспособность организма; обучить основам техники туристских упражнений.

Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонта обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Знакомясь на туристском маршруте с новостройками, предприятиями, сельхозпредприятиями, встречаясь с передовиками производства, ветеранами труда, школьники более осмысленно подходят к выбору профессии. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Туризм привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью, романтикой.

На туристском маршруте в работу вовлекаются все основные группы мышц конечностей и туловища. Исключительно благотворно воздействует туризм на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы школьников. Длительное пребывание в условиях похода способствует закаливанию организма, повышает его сопротивляемость внешним воздействиям, различным заболеваниям.

При движении по пересеченной местности работают мышцы рук, ног, туловища, высокие требования предъявляются к деятельности органов кровообращения и дыхания. Только правильно организованная предпоходная тренировка сделает путешествие праздником для детей.

В программу туристских слетов школьников входят соревнования по технике туризма, спортивному ориентированию, контрольный комбинированный маршрут (ККМ), конкурсы.

 

Особенности методики подготовки

туристов-школьников

 

1. Методика отбора для занятий туризмом.

Успехи в спортивной деятельности человека во многом зависят от своевременного начала занятий тем или иным видом спорта, а также от того, насколько устойчиво сформировался у него осознанный интерес к избранному виду. В этих целях для детей и подростков организуются специальные мероприятия по отбору, начало которого связано с ориентацией на последующие систематические занятия спортом. Ориентация проводится в два этапа. Цель первого этапа - вызвать у человека в большей степени созерцательный интерес к физической культуре и спорту. Цель второго этапа - пробудить действенный интерес к занятиям тем или иным видом спорта, показав его достоинства в сравнении с другими видами.

Приобщение к занятиям туризмом начинается в основном с общеобразовательной школы. В последние годы все шире распространяется практика приобщения к занятиям туризмом и детей дошкольного возраста в рамках семейного самодеятельного туризма. Для повышения эффективности ориентации и отбора детей и подростков в туризм существует широкая программа спортивно-массовых внутришкольных мероприятий.

Привлечение учащихся общеобразовательных школ в туризм тесно связано с овладением знаниями по краеведению, природоведению, картографии, истории, а также с поисково-исследовательской работой с целью сбора материалов для школьного музея. Эти знания обусловлены общей программой обучения в общеобразовательной школе. Активное участие в походах выходного дня, многодневных походах по местам революционной, трудовой и боевой славы способствует приобщению учащихся к занятиям туризмом. Сюда же следует отнести массовые мероприятия на местности: военно-спортивные игры "Орленок" и "Зарница", соревнования по спортивному ориентированию, туристские слеты.

Один из важных разделов работы по вовлечению школьников в туризм - разъяснение и пропаганда туризма на уроках, в стенной печати и на туристских вечерах. Главное условие повышения заинтересованности учащихся туризмом - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу в туризме. Участие членов туристских секций в общественно полезных мероприятиях во многом способствует формированию единого коллектива. Только в этом случае у школьников воспитывается осознанная потребность в туризме. Роль педагога в ориентации учащихся заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности школьников, последовательно раскрывать перед ними все новые формы и методы туристской работы, поддерживать творчество и инициативу. Немаловажную роль в этом играет семейный туризм. Именно дети, которым родители сумели привить туристские умения и навыки, составляют, как правило, актив в проведении различных массовых внутришкольных туристских мероприятий.

Двигательные качества, специальные умения и навыки, необходимые для занятий туризмом, - дело наживное. Однако надо добиваться, чтобы выбор учащимися активной туристской деятельности был сознательным. Следует заранее объяснить специфику занятий туризмом, связанную с проявлением значительной выносливости и морально-волевых качеств, высоким уровнем организованности туристов, строгим соблюдением правил по технике безопасности, активным участием во многих общественно полезных делах.

Учитывая сказанное, следует выделить четыре этапа отбора для занятий туризмом.

Первый этап отбора связан с привлечением учащихся к походам выходного дня, регламентированным требованиями школьной учебной программы по физической культуре. Это самый массовый этап. В нем должны участвовать все школьники.

Второй этап отбора предполагает привлечение учащихся в возрасте 10-14 лет, наиболее активно проявивших себя в походах выходного дня, к туристским мероприятиям.

Третий этап отбора в туристские секции связан с участием школьников старше 14 лет, проявивших наибольший интерес к занятиям туризмом на втором этапе, в мероприятиях. Они должны в течение двухлетнего периода участвовать в 5 одно-двухдневных походах общей продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 км. Причем в походах в летнее время их участники должны организовать не менее 2 полевых ночевок. На этом же этапе предполагается проверка учащихся в соревнованиях по преодолению туристской полосы препятствий и спортивному ориентированию.

Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе занятий туризмом, - хорошая база для начала регулярных занятий спортивным ориентированием, ибо туризм, как никакое другое средство, способствует становлению и последующему совершенствованию спортсмена-ориентировщика. Кстати, занимающиеся спортивным ориентированием нередко переходят в туризм, где продолжают совершенствовать свои умения и навыки. Таким образом, туризм и спортивное ориентирование - наиболее взаимосвязанные средства физического воспитания.

 

2. Методика обучению туризму.

Успех обучения во многом зависит от того, как понимают учитель и ученик свои задачи. Причем это касается не столько общих, сколько частных (дифференцированных) задач, учитывающих многие факторы: освоенность предыдущего материала, индивидуальные особенности занимающихся, их возраст, уровень физической подготовленности и др.

Обучение туризму как направленный процесс должно обеспечивать:

во-первых, первоначальное овладение техникой передвижения на местности (имеются в виду различные виды передвижения с преодолением естественных препятствий);

во-вторых, усвоение умений, необходимых для организации быта в полевых условиях;

в-третьих, ознакомление со способами ведения общественно полезной работы в походах;

в-четвертых, формирование основ знаний картографии и топографии, краеведения и природоведения. Обучать всему перечисленному необходимо в тесной взаимосвязи с воспитанием человека как всесторонне гармонически развитой личности.

В обучении туризму следует различать три последовательных этапа:

- ознакомление с основными представлениями о туризме;

- овладение структурой рациональных двигательных действий, свойственных тому или иному способу передвижения на местности, а также усвоение элементов туристской тактики и приемов организации быта в условиях местности;

- совершенствование полученных знаний и технико-тактических действий на маршруте похода.

Особо следует подчеркнуть важность экологического воспитания учащихся на всех этапах обучения туризму и дальнейшего совершенствования физических качеств, умений и навыков.

На первом этапе обучения - различными средствами и методами информации (словом и показом) - необходимо создать у воспитанников представления о туризме как явлении, имеющем свои правила и законы, о его достоинствах как средстве воспитания человека, о том, что существуют понятия туристской техники и тактики, которыми нужно овладевать в процессе организованных занятий. Следует обратить внимание воспитанников на существующие особенности техники и тактики в одном из видов туризма. Очень важны на этом этапе наглядные пособия (кинофильмы и слайдфильмы). Кроме того, следует в доступной форме объяснить права и обязанности занимающихся туризмом.

В целом на этапе ознакомления с основными представлениями о туризме надо добиться того, чтобы воспитанники усвоили главное, что отличает туризм, а также его взаимосвязь с другими средствами современной системы физического воспитания. Проверку знаний можно проводить в форме ответов на поставленные вопросы.

На втором этапе обучения туризму нужно широко использовать различные средства общей физической подготовки, обращая больше внимания на упражнения естественно-прикладного характера (бег, ходьба, прыжки и т.д.). В программу обучения необходимо включить также упражнения, связанные с эксплуатацией туристского снаряжения, в том числе различные способы передвижения со снаряжением. Одновременно надо использовать приемы ориентирования на местности по карте и компасу, разные варианты преодоления естественных препятствий. Все это можно проделать в однодневных походах.

На втором этапе обучения важно уметь создать для воспитанников упрощенные условия, для чего использовать: укороченные маршруты продвижения с рюкзаком; выбор мест для преодоления естественных препятствий, где есть возможность применить несколько вариантов; эксплуатацию простейшего туристского снаряжения; организацию на маршруте более частых привалов; передвижение на местности вдоль заметных ориентиров (кромка леса, высоковольтные линии электропередач и т.п.); тщательно промаркированную трассу, на которой легко определить местонахождение, используя карту и компас.

Для овладения тактическими действиями на этапе обучения применяются различные задания, например выбор оптимального варианта (с точки зрения обеспечения безопасности) преодоления естественного препятствия или прохождения определенного участка маршрута, применив для этого визуальные наблюдения и карту.

На втором этапе обучения у начинающих туристов должны сформироваться условнорефлекторные связи как результат, свидетельствующий об овладении основными умениями и навыками, необходимыми для углубленных занятий этим видом.

На третьем этапе обучения туризму должна решаться задача достижения определенного уровня, характеризующегося стабильностью и автоматизмом в применении наиболее рациональных технико-тактических приемов в различных условиях. Особенно это касается участков маршрута, требующих от туриста значительных усилий. На третьем этапе обучения в организме занимающихся происходят существенные морфофункциональные перестройки - как результат целенаправленных воздействий многократных сложных упражнений.

Совершенствование специальных навыков и двигательных способностей, занимающихся туризмом, рассматриваемое как завершающий этап обучения, осуществляется главным образом в условиях походов I категории сложности.

 

3. Особенности методики подготовки туристов 11-14 лет.

Планируя организацию туристской подготовки детей 11-14 лет, следует учитывать анатомо-физиологические и психические особенности учащихся.

Подростковый возраст характеризуется значительным увеличением веса и роста учащихся. Во время периода полового созревания наблюдается стабилизация или даже замедление уровня развития физических качеств: выносливости к работе умеренной интенсивности, силовой выносливости мышц рук и туловища. Быстрое развитие половых желез сопровождается нарушениями координации отдельных функций организма. Претерпевает заметные изменения и психика школьника. Вместе с тем происходит развитие внимания, волевых качеств, появляется умение анализировать движения и целостные действия.

Учитывая все особенности детского организма, следует строго дифференцировать нагрузку при воспитании физических качеств, обращая внимание не столько на календарный возраст, сколько на биологический.

Школьный возраст особенно благоприятен при обучении движениям. Именно в эти годы наиболее легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы двигательных действий, что объясняется, прежде всего, интенсивным развитием функций двигательного анализатора, естественное возрастное формирование которого в основном заканчивается к 14-15 годам. Физические способности детей школьного возраста в целом значительно прогрессируют. Однако в определенные годы темпы развития некоторых из них, то увеличиваются, то снижаются. Эти особенности также необходимо учитывать. Гибкость, в отличие от других физических качеств человека, начинает регрессировать в первые годы жизни и по мере окостенения хрящевых тканей к 13-16 годам. Типичными для воспитания гибкости будут упражнения на растягивание, характеризующиеся постепенным увеличением амплитуды движений до возможного на данном занятии предела. Основной метод воспитания гибкости - повторное выполнение упражнений; основные упражнения - элементарные движения из гимнастики, подвижные и спортивные игры.

Известно, что в любом виде спорта однообразные тренировки приводят к быстрому физическому и психическому утомлению спортсменов. Туризм благодаря разнообразию мест и районов походов, соревнований, слетов, эстетическому восприятию местности при эмоциональных ощущениях на маршруте служит одной из наиболее увлекательных форм физической культуры. Немало оригинальных упражнений для занятий в помещении и на местности также позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной обстановке.

Наиболее распространенный метод воспитания быстроты заключается в повторном, возможно, более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Особенно ценны в этом отношении спортивные и подвижные игры (Приложение 1.).

При игровом методе сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению.

Дозировка нагрузки с учетом подготовленности занимающихся может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. Как правило, занятия следует проводить на свежем воздухе - в ближайших парках, скверах, лесных массивах, на спортплощадках, стадионах.

В воспитании общей выносливости применяются: длительный бег и кроссы различной интенсивности, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде. Основные методы - равномерный, игровой, различные варианты переменного, метод круговой тренировки. Следует тщательно дозировать тренировочные нагрузки, связанные с воспитанием выносливости.

В пешем однодневном походе по равнинной местности:

- для детей 11-12 лет протяженность маршрута - 12 км, носимый груз - 3 кг;

- для детей 13-14 лет - 15 км, груз - 4-5 кг.

В двухдневном походе:

- для детей 11-12 лет протяженность маршрута - 20 км, груз - 3 кг;

- для детей 13-14 лет - 24 км, груз - 6 кг.

В многодневном походе:

-  для детей 13-14 лет - 12-15 км в день.

В однодневном горном походе:

-  для детей 10-11 лет протяженность маршрута 10 км за 3 часа, груз - 5 кг;

- 12-13 лет - 12 км за 4 часа, груз - 6-7 кг;

- 14-15 лет - 15 км за 5 час., груз - 7-8 кг.

В двухдневном походе:

- для детей 10-11 лет протяженность маршрута 15 км за 5 час., груз - 3-6 кг;

- 12-13 лет - 18 км за 6 час., груз - 7 кг;

- 14-15 лет - 21-24 км за 7-8 час., груз - 7-9 кг.

В трехдневный поход могут идти учащиеся начиная с 12-13 лет. Протяженность похода для детей:

- 12-13 лет - 27 км за 9 час., груз - 8 кг;

- 14-15 лет - 36 км за 12 час., груз - 8-10 кг.

В многодневном некатегорийном походе для детей:

- 12-13 лет - 4-5 ходовых дней, груз - 8-10 кг;

- 14-15 лет - 8-12 ходовых дней, груз - 10-12 кг.

При составлении графика движения, следует планировать продолжительность похода для учащихся VII-VIII классов  не более 20 дней, суточные переходы - 14-16 км. После каждых 3-4 дней (ходовых) дается день отдыха.

Основные задачи на следующем этапе - дальнейшее укрепление здоровья детей на основе воспитания главных физических качеств, закаливания организма, формирования и закрепления гигиенических навыков; воспитание волевых качеств.

Методика контроля предполагает использование целого комплекса методов: физиологических, педагогических, психологических. Она позволяет определить состояние здоровья юного туриста, его антропометрические данные, уровень подготовленности. На основе полученных результатов можно вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

 

4. Особенности методики подготовки туристов 15-17 лет

В среднем и старшем школьном возрасте продолжается формирование основных двигательных качеств. Упражнения для развития скоростных способностей нужно менять как можно чаще, иначе многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа, когда, например, время прохождения дистанции перестает улучшаться.

15-16 лет - наиболее благоприятный возраст формирования силы. Используются парные и групповые игры, упражнения с сопротивлением. Выносливость развивается в тех случаях, когда учащиеся работают до утомления. Предупреждая переутомление, особенно важно опираться на квалифицированный медицинский контроль.

Возрастная картина развития гибкости у детей школьного возраста очень четкая: у младших школьников она умеренно улучшается, в среднем школьном возрасте (к 14-15 годам) становится наилучшей, а затем ухудшается. Однако систематическое выполнение упражнений с большой амплитудой движения дает возможность успешно совершенствовать гибкость и в старшем школьном возрасте.

Выполнять значительную работу при ходьбе с рюкзаком на туристском маршруте невозможно без достаточного развития выносливости. Поэтому многие упражнения тренировочного периода необходимо направлять на воспитание этого качества. Особое место занимают двигательные действия циклического характера: бег в медленном темпе, прыжки со скакалкой, ходьба и бег с грузом, спортивное ориентирование. Очень важно при регулировании нагрузок учитывать пол, возраст и уровень физической подготовленности занимающихся.

Основные задачи подготовки туристов этой возрастной группы - укрепление здоровья детей, воспитание физических способностей; закрепление рациональной осанки; специализация в выбранном виде туризма; выполнение юношеских разрядов; рост спортивного мастерства на основе участия в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью и в категорийных походах.

Хорошей проверкой готовности юного туриста участие в командном соревновании - Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) (Приложение 2.). Соревнования по ККМ заключаются в самостоятельном прохождении командой за оптимальное время контрольного маршрута, состоящего из нескольких этапов, разграниченных судейскими контрольно-проверочными пунктами (КПП). На этапах маршрута команда должна использовать различные виды ориентирования на местности, выполнить краеведческие и технические задания, преодолеть намеченные по программе естественные препятствия. Обязательный этап соревнований - привал, на котором команда должна организовать питание и отдых.

Результат команды выражается суммой баллов, полученных за прохождение всех этапов, преодоление естественных препятствий и выполнение заданий. Места команд определяются по наибольшей сумме баллов.

 

Заключение

 

Направленность, характер и содержание ориентации и отбора в туризме имеют по сравнению с другими видами спорта некоторые особенности. Даже сама процедура выявления способностей человека с учетом его анатомо-физиологических признаков, играющих важную роль в приобщении к тому или иному виду спорта, в туризме несколько иная. При отборе занимающихся туризмом надо, прежде всего, исходить из того, что определенным уровнем двигательных качеств, умений и навыков, формирующихся посредством занятий туризмом, должен владеть каждый человек. К тому же высокий спортивный результат в туризме достигается только слаженными коллективными действиями группы. Важно также подчеркнуть, что в спортивном туризме высокие результаты достигаются за счет отработанных длительной практикой таких личностных качеств, как коллективизм, умение подчинять личностные интересы общественным, чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность, инициатива, творчество, обязательность выполнения каждым участником похода на достаточно высоком уровне комплексных общественно полезных работ. В роли своеобразного естественного регулятора в отборе для участия в сложных походах наиболее опытных и подготовленных людей выступает как стимулирующий фактор сама спортивная классификация.

 Таким образом, ориентация и отбор в туризме, как результат осуществления различных форм пропаганды и агитации, а также просвещения молодежи, связаны с решением следующих задач:

- формирование сознательного отношения к занятиям туризмом, предполагающего создание правильных представлений о значимости его как средства воспитания, о формах и методах туристской работы как непременной составной части в деятельности коллективов физической культуры, о необходимости самостоятельного овладения туристскими умениями и навыками, о важности ведения в походах разнообразных общественно полезных мероприятий;

 - создание устойчивых по составу туристских секций, члены которых способны организовать и провести категорийные походы, участвовать в различных туристских соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Buhler01
Просмотров: 1071 | Загрузок: 12 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: